ССЫЛКА НА ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (нажмите, чтобы скачать)
ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Наше восприятие и реакции во многом индивидуальны. И все же любого ребенка — от двоечника до отличника — школьные отметки держат если не в страхе, то в постоянном напряжении. И создают это напряжение большей частью… родители.
Не исключено, что для некоторых родителей школьная оценка — это удобный инструмент управления ребенком. Принес десятку — получай награду; плохую оценку — не получишь моего внимания, не возьму в поездку, не дам карманных денег (список можно продолжить).
Как реагировать на оценки?
Некоторые взрослые сами воспринимают отметку как сверх ценность и внушают это трепетное отношение своим детям. Сын или дочь живут с чувством, что от их школьных оценок зависит все: одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера, жизненный успех в целом. Как следствие — постоянная тревога, опасение не справиться с ответственностью, плохо выглядеть в глазах одноклассников, лишиться расположения родителей.
Если единственная цель — получение высоких оценок, это приводит к перегрузкам, лишает ребенка многих радостей жизни: общения со сверстниками, свободного выбора увлечений (и развлечений). Отсюда недалеко до невроза, апатии, даже депрессии.
Если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками, попробуйте два варианта помощи.
- Объясните ему, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их учебных успехов.
- Помогите овладеть недостающими школьными умениями и навыками, организовать домашние занятия, развить внимание и память. Расширяйте круг его (ее) интересов и возможностей.
Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого — тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним.
Не все школьники хотели бы, чтобы отметки вовсе исчезли из их жизни. Для некоторых физически и психически здоровых детей, нацеленных на лидерство, это и стимул к успеху, и награда за успехи. У таких школьников стремление к наилучшему результату, конечно, стоит поощрять.
Встречается у детей и противоположное отношение к отметке. Кажется, что они вовсе не придают значения своим учебным успехам. Это может выглядеть как отсутствие целеустремленности, желания преодолевать трудности. Но они же способны глубоко переживать из-за неудач в спорте, какой-то области искусства или в общении со сверстниками. Им нужно помочь раскрыться в любимых занятиях, научиться именно здесь ставить цели и добиваться успеха.
Что оценивается: знания или результат?
Мы уже говорили, что об относительности оценок задумываются теперь и в самой школе — источнике тревог. Многие учителя понимают: важно оценить не только результат, но и затраченные ребенком усилия. Возможно, для проверки знаний скоро будут использовать стандартные тесты по предметам с оценками по стобалльной системе, как в канадских и американских школах. Или вообще отменят оценки, как в шведских школах. Конечно, до этого еще далеко. Но вы можете помочь своему ребенку уже сейчас.
— Дайте ребенку понять: школьная оценка — это просто инструмент для измерения твоего уровня знаний или навыков в определенной области конкретного предмета. Она показывает, насколько ты уже продвинулся в изучении и сколько еще можно сделать. Она не оценивает тебя как личность, и моя любовь к тебе не зависит от школьной отметки. Не она определяет твои будущие жизненные успехи и неудачи, а твоя способность ставить перед собой цели и учиться на ошибках.
— Старайтесь получить как можно более полную информацию о системе оценивания в той школе, где учится ваш сын или дочь. Узнайте критерии выставления оценки за разные виды работ (домашние задания, устные ответы на уроках, различные проверочные работы, ответы на экзаменах) по интересующим предметам. Все это должно быть представлено в нормативных документах, и вы имеете полное право ознакомиться с этими документами. Например, за какое количество ошибок в диктанте выставляется та или иная отметка, сколько задач в контрольной работе достаточно решить для удовлетворительной оценки и т.д.
— Может случиться так, что вам или вашему ребенку оценка, поставленная учителем, кажется несправедливой. Постарайтесь найти конструктивный выход из ситуации. Не исключено, что в конкретном случае стоит «качать права». Но это не должно становиться для вас и вашего школьника самоцелью. Желательно, чтобы он сам учился «по-взрослому» решать эти вопросы со своим педагогом.
Отличники и отличницы
И у отличников есть проблемы. Особенно это касается девочек-отличниц. Их ведь вообще больше, чем отличников-мальчиков. Конечно, проблемы в общении периодически возникают у любого ребенка. Но у отличниц все же несколько чаще, чем у остальных детей.
Дело в том, что такие девочки, несмотря на объективные успехи и постоянное одобрение взрослых, довольно часто имеют низкую самооценку и не уверены в себе. Возможно, они и прилагают столько усилий в учебе, чтобы утвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих.
До поры до времени, благодаря трудолюбию и прилежанию, им это удается. Но оказывается, во взрослой жизни послушание и исполнительность далеко не всегда приносят успех и счастье. Привычное в детстве поощрение за послушание не дает развиваться инициативе ребенка. Ему трудно будет освоить умение руководить — хотя бы собой.
Конечно, низкая самооценка свойственна далеко не всем отличницам. Но в таком случае они и не стремятся к идеальным результатам во всем. Позволяют себе иногда получать четверки, не слишком огорчаясь, что это может повредить их имиджу. Их жизнь складывается лучше, чем у круглых отличниц. Ведь уверенность в себе, устойчивая положительная самооценка, активность и инициативность имеют большее значение для счастья, чем природные способности и прилежание.
Родителям со своими отличниками обычно легко, особенно с теми, кто еще не достиг подросткового возраста. Приятно иметь ребенка, который много читает, размышляет, постоянно занят делом, к чему-то стремится, добивается первенства во многом… Но часто у него нет близких друзей и подруг. Иногда по причине большой занятости (дополнительные занятия, многочисленные интересы). Иногда по причине того, что интеллектуалу неинтересно общаться со сверстниками («О чем с ними говорить — о тряпках?..»).
Если вы чувствуете, что у вашего ребенка есть подобные проблемы, предложите ему сделать какие-то шаги для сближения с важной для него группой. Создайте условия для встреч со сверстниками у себя дома. Помогите понять и оценить достоинства тех девочек или мальчиков, которые непохожи на нее или на него. Необходимо иметь опыт общения с самыми разными людьми. А с другой стороны, важно, чтобы была возможность общаться и со сверстниками, имеющими сходные интересы и достаточно высокий интеллектуальный уровень. Наверняка такие найдутся в среде ваших знакомых и друзей.
Первокласснику важно научиться бытовым навыкам, справиться со всеми эмоциями и запомнить, наконец, где тут столовая. И для этого ему понадобится целая учебная четверть. Только после этого он будет способен учиться.
Память и внимание тесно связаны с эмоциями. Лимбическая система пристально следит за тем, что она считает для нас самым важным. Проводились исследования, в которых испытуемым показывали эмоционально-окрашенные стимулы вместе с нейтральными. Оказалось, что последние запоминаются гораздо хуже, а спустя время практически вытесняются из памяти.
А теперь представим себе первоклашку, впервые пришедшего в школу. Коктейль его эмоций ни разу не лёгкий молочный. Это полсотни ингредиентов — взболтать, смешать, снова взболтать и ещё чего-нибудь добавить, опять перемешать и постоянно взбалтывать.
Новая форма, рюкзак и красивенный пенал, в котором стопицот ярких карандашей. Огромный букет и та женщина, с первого раза не разберёшь — добрая или строгая, но сразу видно, что главная
Школьная столовая обязательно в другом крыле, и не очень понятно, что будет, если заблудиться. То ли с голода умрёшь, то ли отведут к другой женщине, которая наверняка очень строгая и называется страшным и непонятным словом «директор». Даже папа, кстати, своего директора боится. А еще с тобой в классе тридцать разных человек — и та симпатичная девочка, и тот парень, который раньше ходил с тобой в детский сад. Мишка сказал, что он занимается карате и «положит любого». И посадили его как назло рядом с той самой девочкой, а Мишка, твой друг Мишка, предал тебя, переехал и пошёл в школу на другом конце города.
Родители и бабушки нагнетают: «Ты должен учиться на один пятёрки!». За что ставят пятёрки, никто при это не рассказывает. Как их добывать и не придётся ли за пятерку драться с тем каратистом? И тут как назло — урок физкультуры. И ты уже готов драться с каратистом, папой, Мишкой и кем угодно, потому что разозлился на проклятые пуговицы, которые ещё надо расстегнуть, и шнурки, которые надо завязать, а звонок уже трещит над твоим ухом. Ну не застегивал ты никогда пуговицы на время! И эта необходимость укладываться в определённое время здорово нервирует.
Эмоции первоклашки нельзя сравнить даже с тем, что испытывает невеста в день свадьбы или каждый из нас в первый рабочий день на новой работе. У семилетки радость от нового рюкзака сильнее, чем у невесты от её платья, а тревога неизвестности затмевает собой воодушевленность от нового статуса школьника.
У букв, цифр и информации на доске шансов запомниться просто нет. Они не дарят радость и не несут угрозу. Какие тут буквы — разобраться бы со столовой и физкультурой.
Пока ребёнок не адаптируется, то есть его эмоциональный фон не выровняется, требовать от него какой-либо учебы — абсолютно бесполезно
Он не может, физически не может, воспринимать нейтральные буквы и цифры до тех пор, пока вокруг такое количество стимулов, вызывающих у него всю палитру эмоций, — от восторга до ужаса.
Маме неймётся с вопросом «ну как там мой?», и учительница отвечает чистую правду: «невнимательный, сосредоточится не может». Он действительно не может, мама! Учительница не сказала «не хочет», обратите на это внимание.
Дома первоклассника ругают: «Ну что ж ты такой невнимательный!». Это, конечно, помогает… Расти тревожности! Я ещё не успел со всем разобраться, но мне уже дают понять — у меня что-то не получается. Сосредоточиться он честно пытается, но возросшая тревога мешает ему теперь ещё больше, а невозможность выполнить требование «быть внимательным» вызывает новый виток тревожности. Замкнутый круг.
КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
- Понять, что задача первой четверти — адаптация. Ни алфавит, ни счёт до десяти, ни поделки по технологии, а адаптация. Знакомство со школой и её правилами, проживание всех испытываемых эмоций, осознание и принятие себя в новом, школьном статусе и усвоение нового режима жизни.
- Не надо убирать рюкзак на самую дальнюю полку «Это к школе!». Да выдайте вы ребёнку портфель хотя бы за неделю до — пусть ходит с ним по дому и рисует новыми карандашами. Не сточит он их за неделю, честное слово!
- И форму, и рюкзак, и обувь с бантиками выбирайте вместе с ребёнком. Обсуждайте, показывайте варианты, давайте ему право высказывать мнение и выбирать. Все вещи, которые его ждут, он должен увидеть не утром первого сентября, а заранее. И снова есть смысл походить в этом по квартире — хотя бы школьные туфли чуть разносить, чтобы не было неприятных сюрпризов в первый день в школе.
- Тревога рождается в первую очередь неизвестностью. Рассказывайте! Рассказывайте всё, что знаете: как будут звать учителя, где будет столовая, сколько будет уроков, когда будут забирать, что такое продлёнка и почему не надо бояться директора.
- Рассказывайте о том, как мама и папа были школьниками. Покажите свои школьные фотографии, если остались, поведайте любимые школьные истории, вспомните свою первую двойку и эмоции по этому поводу. Ребёнок должен понять, что все ходили в школу, все хоть раз получали двойку и при этом выжили. Смотрите вместе фильмы про школу, обсуждайте их и отвечайте на все появляющиеся вопросы.
- Заранее прокачайте не скорость чтения и устного счета, а все важные бытовые навыки: умение застегивать пуговицы и завязывать шнурки, аккуратно есть, пользоваться общественным туалетом (да, это тоже важно) и способность обратиться за помощью к незнакомому взрослому, если вдруг отстал от класса.
- В первые школьные недели ни учителю, ни ребёнку не задавайте вопроса «Ну как?». Учителя вообще пока не мучайте, а правильные вопросы ребёнку звучат так: «Что было интересного? Понравилось? Испугался? Успел? Расстроился? Переживал? Красивая?». И не удивляйтесь тому, что самым интересным была столовая. Еда, знаете ли, мощный эмоциональный стимул.
- Помогайте ребёнку пережить, проговорить и обсудить все его эмоции. Ни успехи, ни оценки, ни неудачи, но только его эмоции по всем этим поводам.
- Сообщайте ему о своей любви. В этот период ребёнку как никогда надо быть уверенным в том, что мама и папа его любят. Больше обнимайте, чаще говорите о любви, проводите больше времени вместе хотя бы в выходные.
- Оценивать внимательность, способность к концентрации и школьные навыки можно не раньше, чем в начале второй четверти. До этого момента всё зависит исключительно от созревания эмоционально-волевой сферы и уровня эмоционального интеллекта.
Каждый подросток уникален и переживает период, когда в нем меняется все: тело, чувства, самосознание и отношение к миру. Каждый требует особенного подхода, что не позволяет создать единственный и эффективный рецепт общения. Однако несколько простых рекомендаций помогут родителям улучшить отношения со своими детьми, не потерять ту теплоту и легкость, которая была между ними, пока дочери и сыновья были маленькими.
- Использовать свой опыт
Мы помним наши подростковые годы, со всеми их неурядицами и сомнениями, которые частенько выбивали из колеи. И сегодня в повседневной жизни мы можем испытывать трудности и быть совсем не идеальными. Однако ребенку сложно представить родителей такими, если они не делятся с ним своими переживаниями.
Конечно, не стоит говорить подростку о том, что напугает, но полностью избегать обсуждения «взрослых» проблем — все равно, что вынуждать его чувствовать себя неполноценным. Именно в таких ситуациях мы слышим распространенное и действительно искреннее: «Вы не понимаете!»
- Быть на одной волне
Цените тот удивительный мир, в котором живет младшее поколение. Попросите детей научить вас играть в их любимые компьютерные игры, по очереди выбирайте фильмы и вместе смотрите сериалы, поверьте, можно найти много таких, которые понравятся всем и не будут кровавыми или жестокими.
Используйте мессенджеры и другие современные технологии, чтобы быть ближе к подросткам. Ведь они все чаще общаются с друзьями через смартфон и проводят много времени онлайн. Родителям придется осваивать гаджеты, чтобы наладить виртуальное общение, которое позволяет ребенку чувствовать себя более свободным, и объяснить ему основы интернет-безопасности.
- Интересоваться и поощрять хобби
Общение станет гораздо проще, если родители помогут подростку найти способ самовыражения. Это могут быть интересные и даже совместные занятия рисованием, чтением, танцами, спортом и т. д. Главное, чтобы они нравились ребенку. В кружке или секции он встретит своих единомышленников и улучшит навыки общения. У двух поколений появится много новых тем для разговоров и больше способов показать свою любовь и преданность.
- Помочь принять меняющийся образ тела
Образ тела не всегда воспринимают в позитивном ключе даже взрослые, которые не проходят через гормональные и физические изменения подросткового периода. Негативные ощущения от собственного тела способны не только замотивировать к занятиям спортом, но и привести к ряду серьезных психических заболеваний: депрессии, нарушению пищевого поведения, анорексии и др.
Чтобы подросток смог справиться с «новым» телом, поддерживайте его самооценку, избегайте сравнений с другими людьми и критики внешнего вида, научите контролировать эмоции и не поддаваться на провокации детей, которые иногда будут пытаться обидеть его из-за внешности.
- Поддерживать общение вопреки всему
Легкость общения между родителями и детьми закладывается задолго до того, как последние становятся подростками. Если вы позволяли еще малышу говорить обо всем, нормально реагировали и рассказывали о себе в ответ, то, когда он станет подростком, общаться будет гораздо проще — проверено практикой.
Менее «дружелюбным» взрослым поможет очень простой совет: слушайте чаще, чем говорите. Подростки могут рассказать гораздо больше, если мы будем дольше молчать, давая им возможность высказаться.
- Позволять детям проявлять независимость
Подростки должны стать независимыми, чтобы превратиться во взрослых людей, и родители обязаны им в этом помочь. Нужно стараться обсуждать проблемы и принимать точку зрения ребенка. Осторожно давать совет, но не мешать ему делать собственный выбор, и стараться не критиковать, если иногда он оказывается неверным, — в большинстве случаев юноши и девушки извлекут уроки из своих ошибок. При этом дети всегда должны чувствовать любовь и поддержку своей семьи, принимающей их такими, какими они хотят быть.
- Не воевать за все подряд
Ученые называют воспитание деликатным танцем. Одной из самых сложных его частей является четкое понимание, когда нужно вмешаться в жизнь ребенка и надавить, чтобы он учился и развивался, а когда — отступить. Некоторые вещи важнее других, и только за них нужно действительно сражаться со своими детьми. Сравните: курение — розовые волосы, анорексия — ультракороткая юбка.
Если жесткая критика будет идти по любому поводу, подросток не сможет понять, действительно ли вы серьезны или просто немного предвзяты и обеспокоены, а в результате просто начнет игнорировать упреки или ожесточится. Не нравится цвет волос — похвалите красивую стрижку, не устраивает длина юбки — поворчите немного и с гордостью скажите, что ваша девочка затмит всех.
- Бороться с гневом правильно
С подростками постоянно что-то происходит, часто ответной реакцией становится гнев, который бесконтрольно выплескивается на окружающих. Постарайтесь привить ребенку нормальные пути управления этим тяжелым, а иногда и жестоким чувством. Многие из этих советов будут полезны и взрослым.
Как успокоиться:
- еще раз взгляните на проблему — возможно, она не стоит спора или гнева;
- сделайте несколько глубоких вдохов, сосчитайте до 10. так вы даете себе время подумать до того, как что-то сказать;
- отправьтесь на прогулку или отвлекитесь;
- проведите краткий аутотренинг: «мне нужно успокоиться», «я не должен так реагировать», «сейчас нельзя выходить из себя» и т. д.
- иногда за обидными словами скрывается совсем другая проблема, но попросить о помощи напрямую ребенок не может;
- юмор — отличное средство, чтобы усмирить гнев. однако сарказм может только подлить масла в огонь.
Как разрешить конфликт:
- постарайтесь спокойно высказать свое мнение о проблеме, крик — не помощник в честном споре.
- попросите подростка рассказать, что он думает по этому поводу. внимательно выслушайте и попробуйте прочитать между строк его мысли.
- обсудите приемлемые способы решения проблемы без «боевых действий». ищите компромиссы.
- отстаивайте свою позицию спокойно. не уступайте ни в чем, только когда это действительно важно или необходимо.
Быть родителем — непросто, но нужно верить в свои силы и стараться поддерживать своего ребенка в подростковом возрасте. От этого периода зависит многое во взрослой жизни человека, и мы должны помочь детям справиться с ним и не потерять связи любви и дружбы с семьей. Возможно, у вас есть свои мысли на этот счет? Поделитесь бесценным опытом воспитания в комментариях.
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ РОКОВОГО ШАГА?
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, каждые 40 секунд в мире происходит самоубийство. Ежегодно счеты с жизнью сводит более 800 тысяч человек. Из них 20 % приходится на подростковый и юношеский возраст. Последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза.
Попытка подростков умереть не обязательно продиктована желанием смерти. Попытка суицида для подростка – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде, вызвать сочувствие, воздействовать на других людей с определенной целью.
Основные причины подросткового суицида
Социальная изоляция. Подросток не имеет друзей, чувствует себя отверженным, одиноким. Страдания по этому поводу являются очень сильными для подростков, т. к. в данном случае не удовлетворяются их возрастные потребности в понимании, принятии.
Конфликты и неудачи в сфере человеческих отношений. Ссора, неудачи или частые конфликты с близкими людьми могут восприниматься как крайне значимые и травматичные.
Нестабильное окружение. Серьезный кризис в отношениях с родителями или родителей друг с другом, развод родителей, алкоголизм родителей.
Насилие. Подросток подвергается физическому или моральному насилию. Тяжелая жизненная ситуация. Тяжелое заболевание, смерть кого-то из близких или друзей.
Несчастная любовь. Безответная любовь или разрыв романтических отношений. Нестабильное эмоциональное состояние.
Депрессия — патологическое снижение настроения и падение активности. Наибольшая опасность депрессии – возникновение суицидальных мыслей. Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).
Признаки, которые могут указывать на то, что подросток находится в кризисном состоянии, в том числе может иметь суицидальные мысли и намерения:
- утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
- пренебрежение собственным видом, неряшливость;
- появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
- резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
- внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
- плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
- склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
- проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
- безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
- стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
- самообвинения или наоборот – признание в зависимости от других;
- шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Если вы заметили у ребенка какие-то из перечисленных признаков, постарайтесь поговорить с ним по «душам». Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если он сам не затронет эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.
Чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует выяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия.
Нужно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Для этого: — расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым; — не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так.
Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное «с порога», и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать поразному.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА:
- Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. Главное, при этом делать акцент на мысли: «Я не просто родитель, я – твой друг».
- Авторитарный стиль воспитания неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (т. е. агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей.
- Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (реалистичный) план действий.
- Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Если избегать разговоров на сложные темы, подросток все равно продолжит искать ответы на стороне, где информация может оказаться не только недостоверной, но и опасной.
- Делайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – это ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.
- Давайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудач делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот, привычка к успехам порой приводит к тому, что человек начинает болезненно переживать неудачи.
- Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными, искренними и последовательными.
- Любите своего ребенка. Самое главное – научиться принимать детей такими, какие они есть. Ведь родители, помогая ребенку в его развитии, получают результат воздействия, результат своего труда.
Обсуждение закрыто, но trackbacks и Pingbacks открыты.